Читайте в моем блоге:

четверг, 16 июля 2009 г.

Репинские Пенаты



Последние 30 лет своей жизни известнейший русский художник прожил в 44 километрах от Петербурга, в поселке Куоккала. Здесь же, в 1930 году, в возрасте восьмидесяти шести лет он умер и похоронен в «Пенатах» в выбранном им самим месте парка.
История усадьбы связана не только с жизнью Репина, но и с историей русской культуры, с историей страны.
Репин переехал в усадьбу в 1903 году. Однако еще в течение последующих десяти лет по планам художника, под его наблюдением, а часто и при его непосредственном участии в усадьбе велись строительные работы.
В его архитектурном решении удачно соединены элементы древнерусской архитектуры и северного деревянного модерна.


Когда Репин поселился в «Пенатах», он являлся профессором Императорской Академии художеств и был знаменит не только в России, но и за рубежом.
Многие европейские Академии избрали его почетным членом, картины Ильи Репина неоднократно получали Гран-при и
золотые медали на Всемирных и международных выставках.

В «Пенатах» Репин создал ряд крупных произведений на исторические сюжеты, на темы из современной жизни, большой интерес представляет евангельский цикл, и, конечно, огромное количество портретов. Работы Репина «пенатского» периода не столь хрестоматийно известны, как ранее созданные его знаменитые произведения. Многие из них разошлись по всему миру, и среди них есть несомненные удачи. Эти работы интересны не только как отражение мировоззрения мастера - его мыслей и чувств, но и с точки зрения живописного решения, развития формальной системы художника в двадцатом столетии. До глубокой старости Репин продолжал много работать.


Когда приходили гости, было весело, шумно, звучала музыка. Вспоминая о посетителях «Пенатов», Репин цитировал М.Ю. Лермонтова - «все побывали тут». Первыми гостями были В. Стасов, М. Горький, И. Гинцбург, М. Андреева. Свои воспоминания о посещении «Пенатов» оставили А. Куприн, И. Бунин, Ю. Анненков, Л. Андреев, В. Розанов и другие. О жизни Репина в Куоккала писал К. Чуковский. Его дом находился недалеко от репинского, в соседнем поселке Оллила. Несмотря на разницу в возрасте они очень дружили. Корней Иванович навещал Репина со своими друзьями-футуристами: В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, Сашей Черным, И. Пуни. Дружил Репин и с учеными. В. Бехтерев, И. Павловов, Н. Морозов, И. Тарханов не раз бывали в гостях у художника. Приезжали к Репину и знаменитые зарубежные критики. К. Бритон, У. Оггети. Д. Рош. Многие гости становились его
моделями.

Н.Б. Нордман, жене художника, завещала «Пенаты» в пожизненное владение Репину, а после его смерти - в собственность Императорской Академии художеств, для устройства музея. «В его комнатах, - писала Нордман в завещании, - хотелось бы видеть сохранение вкусов и привычек Репина». Репин, обнародовав завещание в 1914 году, внес на счет Академии около 40 тысяч рублей на будущее содержание дома.

Мечта Нордман устроить в «Пенатах» музей Репина осуществилась, но путь к ее реализации не был прост. Революционные события изменили многое.

По «Декларации прав народов России», Великое княжество Финляндское, входившее в состав России, получило самостоятельность. В апреле 1918 года была закрыта граница. Никуда не уезжая, Репин оказался за рубежом. Художник стал жителем государства Финляндия. Тяжелое время революционных невзгод коснулось и знаменитых, и рядовых. Хотя среды не прекращались, все было по другому. Не хватало продуктов питания, дров, но самое главное, Репин не мог ездить в Россию.

В 1922 году к нему из Петрограда приехала дочь Вера. Поселившись в Пенатах, она помогала отцу по хозяйству и в устройстве выставок.

Показы работ Репина в Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке, организованные при посредничестве В.Ф. Леви, поддержали художника, оказавшегося после национализации денег в Российских банках без средств к существованию, не только финансово, но и морально. Оскар Костиайнен, опубликовавший в 1927 и 1928 годах несколько статей о Репине в финских журналах и газетах, в одном из писем к нему просил не лишать финское общество видеть его картины на выставках. «Они так значительно выделяются на фоне всего другого... Ваши выставки здесь - праздник искусств». Такие отзывы доставляли угасающему художнику, когда так важно ощущение не зря прожитой жизни, много радости, прилив сил и желание работать.

29 сентября 1930 года знаменитого художника не стало.

После его смерти хозяйкой «Пенатов» была Вера. Она сохранила мастерскую такой, какой она была при Репине, и показывала ее желающим. Юрий и Вера прожили в усадьбе до 1939 года.

В 1939 году из-за возникшего территориального конфликта между Советским Союзом и Финляндией, он вошел в историю как «Зимняя война», финское правительство предложило местному населению пограничной зоны эвакуироваться вглубь страны. Вера и Юрий покинули «Пенаты» и обосновались в Хельсинки.


Поклонники Майкла Джексона обнаружили призрак на записи съемок его аппартаментов. Джексон известен своей любовью к сказкам. К тому же последние годы его жизни и вовсе превратили его в легенду. В знаменитом и самом известном клипе певца «Триллер» мертвые восстают из могил. Майкл был мастером мистификаций и, похоже, останется им навсегда.

Комментариев нет: