Читайте в моем блоге:

четверг, 16 июля 2009 г.

Жемчужина в коллекции Русского музея


Ни один из европейских художников не удостоился в девятнадцатом веке такого ошеломительного триумфа, который выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, после того как он в середине 1833 года представил зрителям только что оконченную картину "Последний день Помпеи".
Картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, который своим произведением ознаменовал новую веху в истории мирового искусства. Подобно Байрону, Брюллов теперь имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Картины Карла Брюллова не только знаменитейшая "Гибель Помпеи" но и многие другие можно увидеть в Петербурге в Русском музее. Зал в Русском музее, где выставлены картины Карла Брюллова никогда не пустует.


Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова. В 1823–1835 работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Петербург; " Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" (Дж. и А.Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, начинает в 1830 работу над " Последним днем Помпеи" (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия).

В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль. Современники рассказывает, что, несмотря на завистливые толки некоторых французских художников, парижская публика с трудом и неохотой отходила от картины "Последний день Помпеи".

Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине. Привезенная в Петербург в июле 1834 года и выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина "Последний день Помпеи" сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости.

"Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею", - повествует современник. В своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием XIX века. Широко распространялись гравированные воспроизведения "Последнего дня Помпеи". Они разнесли славу Брюллова по всей стране, далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали картину.

Пушкин писал:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи" обширную статью, в которой признавал эту картину "полным всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".

Картина Брюллова необычайно высоко подняла интерес к живописи в самых широких кругах русского общества. Непрестанные толки о "Последнем дне Помпеи" в печати, в переписке, в частных разговорах явственно показали, что произведение живописи способно волновать и трогать людей не меньше, чем литература. Возрастание общественной роли изобразительного искусства в России началось именно с брюлловских торжеств.

Историческая живопись, издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. Но даже в тех случаях, когда сюжетом картины являлось не легендарное сказание, а реальное историческое событие, живописцы Академии были, в сущности, очень далеки от исторической достоверности в понимании и трактовке изображаемого. Они не искали исторической правды, потому что их целью было не воссоздание прошлого, а воплощение той или иной отвлеченной идеи. В их картинах исторические лица принимали облик условных "античных героев", независимо от того, изображалось ли событие древнеримской или русской истории.
Было бы очень хорошо, если бы вы решили добавить в закладки этот пост. Я буду вам очень благодарен.

Комментариев нет: