Читайте в моем блоге:

пятница, 17 июля 2009 г.

Лидия Николаевна Делекторская


В октябре 1932 года в мастерской великого французского художника Анри Матисса в Париже появилась помощница. Ее звали Лидия Делекторская.

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч - удивительные природные красота и грация, не могли не привлечь внимания художника.

По прошествии нескольких лет она стала его моделью, секретарем и близким другом, оставаясь с художником до конца его дней.

Начиная с 1965 года, Лидия дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс, - так называемые livre d'art, издаваемые небольшим тиражом, иногда до пятнадцати экземпляров. Уникальность эрмитажного собрания livre d'art состоит не только в его полноте, но и в том, что большинство титульных листов книг, подаренных Делекторской, украшены рисунками и автографами Матисса, иногда в сочетании с автографами издателя или автора. В 1970-е годы Лидия Николаевна дополнила собрание livre d'art Матисса книгами, созданными его знаменитыми современниками - Андре Дереном, Хуаном Миро, Пабло Пикассо, Фернаном Леже.

Благодаря Делекторской в Эрмитаж попали 2 картины Анри Матисса , где запечатлена сама Лидия Николаевна - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Большой интерес на выставке вызывают также скульптурные работы Матисса, созданные в 1920-е годы.

Л.Н. Делекторская передавала в дар Эрмитажу произведения Анри Матисса не только из личной коллекции, но и приобретала их на аукционах с последующей передачей в музей. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности - выставки, на которых экспонировались произведения Матисса. Она искренне радовалась выпущенным к ним каталогам, всегда их просматривала в рукописи, комментировала, а уже изданные с гордостью показывала во Франции.

Комментариев нет: