Читайте в моем блоге:

среда, 3 декабря 2008 г.

Фейерверк у Меньшикова

1711 год. По приказу Петра I в честь именин Меншикова был дан первый в Петербурге фейерверк. Между прочим, фейерверки петровских времен были гораздо зрелищнее, чем, которые нас балует администрация города в дни государственных праздников.

День святого Александра праздновался в том году по велению Петра огромным размахом. Все население приглашалось гулять на именинах первого строителя города и бессменного генерал-губернатора, члена Верховного Тайного совета и Действительного Тайного советника, президента Военных дел коллегии, светлейшего князя Российской и Священной Римской империй, единственного в Российском отечестве Герцога Ижорского - Александра Даниловича Меншикова.

Самое большое здание в столице, губернаторский дворец на Васильевском острове, сиял ореолом неслыханной даже при Петре иллюминации. Трехэтажный, выкрашенный в багрово-красный цвет (любимый цвет хозяина), с остроконечной черепичной крышей, с пилястрами, колоннами, портиками, со статуями на карнизах и лепниной по фасаду, дворец Меншикова выглядел куда богаче Зимнего дворца, построенного императором для себя. Так и было задумано! Петр не переносил высоких помещений, сделанных по правилам европейской архитектуры (когда за границей гостил у тамошних суверенов, то завешивал потолки полотняными навесами на высоте привычно низких кремлевских палат, где самодержец вырос). Но принимать в низких палатах иноземцев почиталось неприличным уже и при московском дворе, потому Петр завел себе вторую - для парадных дел - резиденцию: дворец столичного губернатора. Здесь проводил ассамблеи, выдавал замуж за иностранных принцев племянниц, праздновал мир со Швецией - словом, дворец Меншикова считался как бы парадной резиденцией российского правительства и соответственно обязан был так и смотреться. К плацу возле него в день тезоименитства хозяина съезжались сегодня кареты первейших вельмож империи, синодских архиепископов, послов...

У входа гостям навстречу выходил церемониймейстер из иноземцев, высокий, осанистый поляк - провозглашал звание и имя новоприбывшего и сопровождал гостя в любимую «ореховую» предспальню именинника (так ее назвали по резным панно, сделанным искусным мастером по дереву). У подъезда же оставались шибко ругаться извозчики: на их глазах пил и угощался город, все сорокатысячное население, все, кроме них, возчиков! Все кабаки и винные лавки обязывались выкатить народу бочки с вином и поставить на улицах столы с угощением - и за все это платил именинник! Вот уж когда всласть изругали господские ездовые всеобщее пьянство! Фейерверк разлетался над небом столицы диковинными фигурами и «пукетами» - по воспоминаниям иноземцев, он был равен тому, что взлетел над Петербургом по случаю мира со Швецией. Иноземцы же тихо переговаривались, что, пожалуй, нет в сегодняшней Европе потентата, кроме одного лишь христианнейшего короля Франции, кто нашел бы казну устроить для себя подобное по пышности тезоименитство.

Готовя эту заметку, я наткнулся на каталог статей Медицина и неожиданно для себя выяснил, что в пожилом возрасте многие пенсионеры ведут активный образ жизни, путешествуют, трудятся, воспитывают внуков. Японцы, говоря о пожилых, используют выражение «серебряный возраст». А что делает администрация у нас в городе. Сходил за справкой в бассейн, ужаснулся! В поликлинике толпы! Людям сесть негде!

Комментариев нет: