Читайте в моем блоге:

суббота, 8 ноября 2008 г.

Мост Петра Великого

В этот день в 1911 году состоялось торжественное открытие моста Петра Великого.
Мост был торжественно заложен в двухсотлетнюю годовщину Полтавской битвы, и был назван в честь полководца, победившего в этом сражении - именем императора Петра Великого.

Центральный (разводной)пролет моста Петра Великого обрамлен двумя высокими башнями, в виде маяков, к которым примыкают башенки поменьше



Заметим, что внешний вид моста многим не понравился. Высказывалось мнение, что мост выглядит слишком громоздким, а его центральный пролет - наоборот - кажется излишне тонким. Что центральная часть моста плохо сочетается с боковыми, а весь "технократичный" вид моста портит панораму Смольного монастыря.
Авторами проекта, совершенно неожиданно одержавшего победу, в конкурсе были профессор Николаевской инженерной академии Григорий Григорьевич Кривошеин и архитектор Владимир Петрович Апышков.
Это был один из 3 внеконкурсных проектов, поданных на международный конкурс, объявленный 1 сентября 1901 года Городской Думой. В соревновании за право создания проекта нового Охтинского моста приняли участие инженеры из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии. Всего на конкурс поступило 16 проектов.


Проект имел претенциозное название «Свобода судоходству», намекая на более широкую и более высокую разводную часть моста.

Разводное устройство моста позволяло поднять его пролёты всего за 30 секунд. Боковые пролёты в то время были самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе — 136 метров.
Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста — золотая, закрашенная в один цвет со всеми остальными.

Вопрос строительства моста в этой части Невы поднимался неоднократно, впервые уже в 1829 году, а затем в 1860. На Охте задолго до рождения Петербурга располагались многочисленные поселения, а со временем район стремительно превращался в промышленный центр. Здесь располагались пороховые заводы, работала Охтинская верфь.
Однако строительство моста претило интересам многочисленных лодочников и паромщиков, которые и создавали различные препоны.
Вопрос решился при составлении перспективного плана развития города. После того, как император Николай I утвердил принятое Государственным Советом решение присоединить Охту к Санкт-Петербургу административно и при помощи новой постоянной переправы между Калашниковской набережной и Малой Охтой.
Но средства на строительство были найдены только к началу XX века.



В советское время мост был переименован в Большеохтинский. В общем не самое плохое название! Могло бы быть и хуже. Несколько реконструкций не разрушили облик моста и он по-прежнему считается "самым фотогеничным" мостом Петербурга. Жаль, что вернувшееся название моста администрацией Петербурга никак не афишируется (в путеводителях, справочниках, графике развода мостов он значится как Большеохтинский).






Комментариев нет: