Читайте в моем блоге:

понедельник, 1 декабря 2008 г.

Памяти Мироныча

Поддержка: Как вести бизнес цивилизовано, по европейски? Юридическое сопровождение бизнеса



Сергей Миронович Киров, фигура овеянная мифами и легендами.
Как бы изменилась история страны и в частности Ленинграда, если бы жизнь Кирова не прервал, прозвучавший в коридоре Смольного 1 декабря 1934 года роковой выстрел?
Кем был Киров в советской истории? Был ли он тем, кого рисует политическая история ХХ века?

Будет ли предан забвению Киров и снесены памятники ему, так же, как снесены многие памятники Ленину.

Кировский проспект уже переименован в Каменноостровский, Кировский завод - существует номинально на бумаге.
Однако есть еще Кировский район Петербурга и памятник Кирову по прежнему стоит на площади перед администрацией района.

Упорно ходят слухи, что Киров был либералом, что он занимал прозападную позицию и пытался создать другую политическую партию в Советском Союзе. Говорят, что Киров был соперником Сталина, что за него, как главу государства проголосовало больше членов партии, чем за Сталина и только благодаря подтасовке он остался вторым.

На самом деле, такие мифы были рождены уже во времена Хрущева, когда старательно искали вину Сталина.

С другой стороны, биография Кирова с рождения и до самой смерти - идеал Большевика! Он вступает в партию в дни первой русской революции, участвует в вооруженном восстании в 1905 году в Сибири. Он способствует становлению советской власти на Кавказе, участвует в Гражданской войне. Кандидат в члены Политбюро, член Политбюро, секретарь ЦК партии. Блестящий оратор.
Убийство Кирова объединило всю страну в борьбе против классовых врагов. Это был идеальный момент для Сталина. И он им воспользовался в полной мере! Именно тогда и начались массовые репрессии.

Киров, на самом деле, либералом никогда не был.
В послереволюционной Астрахани ему принадлежит идея расправ с непринявшими Советскую Власть. По его приказу каждого десятого рабочего, который выступил против местных органов власти, расстреляли.
А вот цитата из его речи на встрече ОГПУ уже в Ленинграде: «Карать, не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ».
Именно «благодаря» Кирову в советской стране стала «обкатываться» система концентрационных лагерей. Зародившись во время революции и Гражданской войны они оказались очень "удобным" инструментом, который было жалко терять в мирное время.
Решая жилищную проблему, возникшую в Ленинграде в связи с ростом числа рабочих на новых "социалистическх стройках" Киров в одночасье выселяет из города остатки «недобитых классово чуждых элементов не пролетарского происхождения». Понятно куда!
А поскольку нужного количество набрать не удалось, туда же отправились «не приносящие пользу» интеллигенты-гуманитарии.
И, конечно, он был ярым сталинистом и другом Сталина. Вот что говорит Светлана Аллилуева, дочь Сталина: "Сергей Миронович Киров был большим другом нашей семьи давно, наверное, еще с Закавказья. Мама очень любила его. Киров жил у нас в доме, отец любил его, был к нему привязан, и все лето 1934 года он был у нас, а в декабре последовал выстрел Николаева. В причастности отца к этой гибели я не поверю никогда. Киров был ближе отцу, чем все Сванидзе, чем все сородичи или все товарищи по работе. Он был ему нужен. Я помню, какой была ужасной весть о гибели Кирова. Как были все потрясены в доме".


Сергей Миронович был женолюбом, завсегдатаем кулис театра оперы и балета. Люди, жившие в начале 30-х годов в Ленинграде, рассказывали, какие оргии устраивал Киров во дворце Кшесинской, который был главным его обиталищем (в своей квартире на Каменноостровском проспекте он практически не жил). Жалоб на него, как на Клинтона со стороны Моники Левински, не было. Все им были довольны.

Очень сомнительно утверждение о нравственной "кристальной чистоте" Сергея Мироновича. Теперь уже общеизвестны его барственные похождения в Ленинграде, его "увлечения" юными балеринами, его "шефство" над Мариинским театром, благодаря чему театр стали называть Кировским. В Ленинграде в первой половине 30-х гг. широкое распространение получила молва об оргиях-кутежах Кирова с женщинами, в частности во дворце, принадлежавшем до Октябрьской революции знаменитой балерине Матильде Кшесинской. В последнее время все чаще причину убийства Кирова связывают с "женским вопросом": ряд авторов называют - и не без оснований - любвеобильного Кирова "бабником", доказывают, что Леонид Николаев застрелил его из тривиальной ревности, из-за интимной связи с ним своей привлекательной жены Милды Драуле, официантки в Смольном, ставшей одной из любовниц партийного "хозяина".


Несмотря на то, что был отличным оратором и тем, что мы сейчас бы назвали публичным политиком. Он именно обладал тем самым, что сейчас называют харизмой - он умел говорить с народом, он умел говорить даже с интеллигенцией, он был достаточно образованным человеком. Татьяна Анатольевна расскажет о том, какая великолепная библиотека Кирова находится в музее Кирова, на скольких языках, и какая она разнообразная.



Иван Толстой: Киров, конечно, сыграл роль не только как руководитель этого репрессивного процесса (что от него просто требовалось самой логикой и поступью развития государства), но, конечно, он, прежде всего, был человек во главе хозяйства города. Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о нем, как о хозяйственнике, дайте его краткий портрет.



Татьяна Сухарникова: Киров приехал в Ленинград и практически был избран или назначен на пост секретаря губкома партии в 1926 году после окончании 14-го съезда партии. Напомню, что на этом съезде развернулась борьба с новой оппозицией. Выявились основные противники линии Сталина - это Зиновьев и Каменев. Ленинград был оплотом оппозиции. Кирова направили сначала во временную командировку, чтобы расправиться со сторонниками Зиновьева и Каменева. Причем, политическими методами. И Киров это блестяще сделал, буквально за несколько месяцев. Уже на 16 съезде партии в 27 году он заявил, что шлагбаум оппозиции в городе опущен, и опущен на веки. Эти слова были встречены шквалом аплодисментов на съезде. Это соответствовало правде.

Отмечу, если мы говорим о репрессиях, что Киров был тем самым человеком, который, переместив с постов, переизбрав секретарей партийных организаций заводских, публичных, в райкомах партий переместив оппозиционеров, как бы разобрался с вопросом, кто из них по неосторожности или по своей политической недальновидности поддерживал оппозиционеров, а кто продолжал эту линию. Колоссальных арестов в 26 году не было. Этот же период был связан не только с острой политической борьбой. Еще раз повторю, что Сталин здесь одержал верх, и Киров, кстати, и зарекомендовал себя в глазах Сталина, как человек достаточно надежный, на которого можно опереться. И это тоже способствовало дальнейшей политической карьере Кирова. По сути, с периодом Кирова, так уж сложилось, закончился период восстановления народного хозяйства после окончания гражданской войны. По сути, экономика города, как и вся страна, вернулась на тот же уровень, какой был до 1913 года или к началу первой мировой войны. Вот по этому судили. А вот с 26-27 года начинается новый виток в экономическом развитии города и страны. Принимается первый пятилетний народнохозяйственный план, и Ленинграду выделяется особая роль. Город должен превратиться в крупный промышленный центр, который, во многом, не зависел бы от поставок импортного оборудования, сырья, минеральных удобрений, и, к тому же, стал поставщиком промышленной продукции в центральные районы страны. И эту задачу Киров очень хорошо прочувствовал, начал вокруг себя собирать специалистов. И считал, что основным элементом успеха в этой работе является привлечение надежных партийцев. И вот эта система красных директоров тоже складывалась в этот период.

Самый анекдотичный пример: многие помнят, как сидел старый специалист-директор, который знал экономические проблемы, особенности промышленного предприятия, фабрики, а напротив за столом мог сидеть новый красный директор. И если обращались спецы или ставили под сомнение проблему, что они не справятся за короткий строк с какой-то экономической задачей, из ящика стола доставался наган, выкладывался на стол, и все говорили: «Все, поняли», шли и работали.

Это был один метод работы. А второй – обращение к рабочим. Вот тут Киров и снискал славу простецкого мужика, очень популярного в народе, потому что он мог подняться на трибуну и обращаться со словами к рабочим. Его любимая фраза была, ее на «Красном Путиловце» до сих пор вспоминают: «А если к делу подойти по-коммунистически?». Это настолько заводило аудиторию, все пели Интернационал, расходились по цехам. Когда началась индустриализация, в 30 году, 10 000 тракторов выпустил «Путиловец». Таким образом, стали оснащать сельское хозяйство. Это одна из блестящих побед. И я могу сказать, что, действительно, экономика города была во многом реорганизована именно при Кирове. Это один из секретов.

Мы совершенно справедливо отдаем дань Кирову как блестящему организатору, который сумел сломить ситуацию в экономике и в промышленности города и вывести ее на новые рельсы развития. Но не будем забывать, что методы социалистического хозяйствования предполагали необычайное напряжение сил всех работающих людей. И большевистским идеологам, и таким руководителям, как Киров, это тоже удалось сделать. Поднимаясь на трибуну, он говорил не только о том, что нужно к делу относиться по-большевистски, он еще и говорил, что это приближает день, когда наступит победа коммунизма, будет полное братство, равенство, счастье и благополучие. Это тоже всегда очень действовало на аудиторию.

С любой аудиторией Киров говорил понятным языком. Здесь он трансформировался блестяще, на мой взгляд. С рабочими и крестьянами это мог быть один язык, а вот когда он говорил со специалистами, академиками, учеными, это был человек, который, в их представлении, был достаточно образован, с хорошими манерами, умеющий слушать и умеющий оказывать помощь. И еще он видел отдельных людей. Он мог рассказывать о том, как развивается социалистическое соревнование, что способствует успеху решения экономических задач. И вот пример: человека, старика, передовика производства наградили лыжами. Он возмущался этому примеру. Или другой пример. Проходит у него совещание в Смольном, собираются руководители части предприятий, в том числе, и спичечной фабрики. В кабинете Кирова разрешали курить, а нет спичек. Все собравшиеся начинают просить спички. И Киров достает один коробок. Сера от этих спичек отлетает, спички не загораются. Он говорит: «Теперь поняли тему нашего собрания? Будем говорить о качестве выпускаемой продукции».

Когда Киров приехал на «Красный треугольник», попал в обед. Увидел, как женщина в черном халате торгует пирогами. Он к ней обратился, она его не узнала. Он спросил: «Почему вы торгуете пирогами в черном халате?». Она ответила: «А ты что, уполномоченный?». Рабочие замерли, ожидая реакции Кирова, гнева его. А он ответил: «Упал намоченный или не упал намоченный, можно тачать сапоги в черном халате, а вот торговать пирогами стыдно». Рабочие грохнули. А потом уже состоялось совещание о том, как строятся рабочие фабрики-кухни (еще одно направление в; экономике города), о том, как снабжаются рабочие (карточная система до 35 года в городе), что такое общепит, что такое культура быта, жилищное строительство. Все это прибавляло Кирову авторитет и способствовало возникновению того мифа.



Юлия Кантор: Говоря о Кирове, нельзя не упоминать и о том, что он сделал в военно-промышленной сфере. После того, как был в 30-м году, 28 января, издан циркуляр ВСНХ, подписанный Куйбышевым, который делал именно Ленинград центром военно-промышленного комплекса по Советской России. Именно Кирову пришлось этот военно-промышленный комплекс выстраивать. И, действительно, уже в начале 30-х годов в Ленинграде создана огромная сеть ВТУЗов и НИИ, работающих на оборонку. И так было до конца 80-х годов. В Ленинграде работало около 30-ти научных учреждений и организаций, которые занимались развитием нового вида оружия, связанного с будущей войной, на которую была ориентирована советская экономика в военной ее части, и многие институты просуществовали и в 70-е и в 80-е годы достаточно успешно. Это НИИ легких металлов, Государственный Оптический Институт, да и Пулковская обсерватория тоже была настроена, в значительной степени, на оборонные исследования. И, действительно, Киров, в содружестве с командующим Ленинградским Военным Округом Тухачевским, всячески поддерживал эти виды науки. И после его смерти все уже было далеко не так успешно. И на самом деле то многое, чего достигла советская оборонная промышленность в середине 30-х годов, это реальная заслуга Кирова.
А был ли Киров реальным соперником Сталина? Не миф ли эта история?

Насколько известно, это, действительно, миф. Никакой оппозиции, во-первых, Сталину, к тому моменту и быть-то не могло. Кроме, в лучшем случае, разговорной. А во-вторых, Татьяна Анатольевна уже об этом говорила, что Сталин и Киров многие годы шли рука об руку и идеологически тоже. И не случайно именно Киров многие годы успешно, и под государевым оком, возглавлял Ленинград и Ленинградскую область. И не случайно ему было оказано такое доверие и в сфере военно-промышленной, и партийной. Что касается мрачно известного съезда победителей, после которого до следующего съезда уже почти никто не дожил, практически все его участники были репрессированы или расстреляны, то это тоже мифология. Мифология во многом родившаяся после ХХ съезда. Внутри советской системы, разоблачившей Сталина и его приспешников, необходимо было, не отходя от большевистской, коммунистической идеологии, создать некий фантом, альтернативный тому, разоблаченному самой же партией, и от имени этой партии злу, который мог бы существовать. Хотя история, как вы знаете, сослагательного наклонения не терпит. Что касается идеологии и методологии деятельности Кирова, все-таки, доминанты остаются. Он был большевиком, убежденным большевиком и в отношении карательной политики, и в отношении хозяйства, и приоритетов социалистической системы хозяйствования, и во всем остальном. И конкурировать со Сталиным он не только не хотел, но и просто не мог.

Комментариев нет: