среда, 22 октября 2008 г.

Виват Отец Отечества, Петр Великий и Император Всероссийский!

22 октября в Троицком соборе «при народном собрании» Г.И.Головкиным была прочитана речь-прошение. Сенат и Синод «от общего для всех подданных лица»...«молили царя» «прияти титул Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского».
С этих пор начался отсчёт имперского периода истории - Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю.
Для участия в церемонии в столицу съехалось более тысячи высших военных и гражданских чинов всей России.
В церемонии приняли участие 27 полков победоносной армии, на Неву в район Троицкой площади подошли 125 галер русского Балтийского флота.

Сие сoбытиe, имевшее место 22 октября 1721 года, пoвлеклo за сoбoй измeнeниe титулaтуры русского монарха, государственной символики (государственных регалий), церемониалов кoрoнациoнных, трaурных и других торжеств, церкoвнoгo вoзглашения членов правящей фамилии. Теперь «великий государь, царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» стал «Мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский». В государственной символике (например, в гербе) корона над двуглавым орлом стала имперской.

Новый государственный статус страны, не был данью лести всесильному монарху, как не был и подарком Петру за победоносное завершение Северной войны. Событие, произошедшее 22 октября, предполагает более глубокие корни. Представляется, что празднование Ништадтского мира стало лишь удобным моментом для принятия и осуществления давно назревшего решения. Причины же изменения титула русского царя были связаны прежде всего с внешнеполитическими проблемами страны.

Мир, заключённый в Ништадте 30 августа 1721 года, подвел итог военному соперничеству со Швецией, и, как писал голштинский дипломат Г.Ф.Бассевич, «должен был определить форму и значение русской монархии в Европе».
Ключевое событие в многомесячном грандиозном праздновании Ништадтского мира преследовало далеко идущие внешнеполитические цели.

Петр I, прорубив "окно в Европу" оказался перед вопросом о месте страны-новичка в европейской иерархии. Этот вопрос быстро перерос в конфликт, поскольку европейская точка зрения о месте России, и представление о своём месте в Европе русских не совпадали.
Этим актом публично фиксировался общий итог Северной войны — новый реальный военно-политический вес России в Европе.

Комментариев нет: